ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре»

о мобильных телефонах



Памятка потребителю

 

10 ноября 2011 г. принято Постановление Правительства РФ N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров». Данный документ вызвал неоднозначную реакцию, как потребителей, так и продавцов мобильных телефонов, ноутбуков, навигаторов и др. популярных технических устройств. Потребители приняли нововведения как снятие ограничений в отношении права на возврат такого товара в магазины, а некоторые продавцы пришли к выводу, что в указанном постановлении нет прямого указания на мобильные телефоны, и поэтому по-прежнему при обнаружении недостатков в проданной технике отправляют покупателей в сервисные центры для ремонта. Что изменилось в правовом регулировании? Кто прав: покупатели или продавцы?

Как указано в преамбуле Постановления Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924 данное постановление принято в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Эта прямая отсылка к статье 18 прочно связала применение постановления и конкретной статьи Закона РФ «О защите прав потребителей», что автоматически устранило возможность дискуссии между потребителем и продавцом о праве возврата некачественного товара при обнаружении недостатка, не признаваемого существенным.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающей права потребителя при обнаружении в товаре недостатков, в том числе в технически сложных, в случае обнаружения в нем недостатков потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

Иными словами, покупатель может обратиться к продавцу в течение 15 дней после покупки, например, мобильного телефона и вернуть все уплаченные деньги за него только в случае обнаружения недостатков. Недостатки могут быть любые, в том числе несущественные.

По своему усмотрению покупатель может забрать деньги у продавца, поменять телефон на такой же либо на другой телефон, который дешевле или дороже, но обменять телефон на видеокамеру покупатель не может. Однако, покупатель может приобрести видеокамеру, оформив возврат товара и получив свои деньги назад, оформив новую покупку другого товара — видеокамеры и другого. Безусловно, что продавец не может покупателя в этом отказать, не нарушив Закона РФ «О защите прав потребителей».

По истечении 15-дневного срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Напомним, что понятие «недостатка» и «существенного недостатка» закреплены в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, под недостатком товара (работы, услуги) подразумевается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию, а под существенным недостатком товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Важно то, что обязанность доказать продавцу, что имеется недостаток или существенность обнаруженного недостатка на потребителе не лежит, покупателю достаточно заявить о том, что по его мнению ему продали некачественный товар и продавец его о недостатках не предупреждал. Необходимо все претензии заявлять в письменной форме, составив в свободной форме претензию заранее либо воспользовавшись бланком претензии, выданным продавцом. Претензию можно направить по почте по юридическому адресу организации-продавца либо предъявить лично под подпись представителю продавца с указанием даты получения претензии на втором экземпляре претензии.

Продавец, уверенный в том, что потребитель предъявляет претензии необоснованно, обязан провести экспертизу за свой счет. Потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы, оспорить результаты экспертизы через суд. Если выводы эксперта будут в пользу продавца, то покупатель обязан будет возместить расходы на проведение экспертизы, а также расходы на хранение и транспортировку товара.

Однако, такое возмещение продавец может получить только через суд, если потребитель откажется оплатить расходы добровольно. Кроме того, у продавца отсутствует право на удержание товара, переданного на экспертизу, до компенсации потребителем расходов, связанных с экспертизой. Попросту такого права не предусмотрено Законом РФ «О защите прав потребителей». В том случае, если продавец всё же удерживает товар, собственником которого является потребитель, то он будет нести ответственность за незаконное сбережение (удержание) товара. Во избежание такой ответственности продавцу необходимо в письменной форме по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо телеграммой проинформировать покупателя о возможности забрать товар, возвращенный экспертом. После направления такого уведомления продавец не будет отвечать за то, что потребитель не торопиться забрать свой товар либо вообще отказывается забирать его обратно.

Важно! Не следует забывать также о том, что телефонные аппараты по-прежнему не подлежат возврату и обмену при их надлежащем качестве, поскольку включены в специальный Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, и продаются с особенностями, установленными Правилами продажи отдельных видов товаров. Указанные перечень и правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55.

Одним из спорных моментов, связанных с изданием Постановления Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924, является отнесение мобильных (сотовых) телефонов к оборудованию беспроводной связи, поскольку понятие беспроводной связи законодательно не закреплено ни в области нормативного регулирования вопросов о предоставлении услуг связи, ни в области защиты прав потребителей.

Более того, связь, привычно называемая потребителем мобильной или сотовой, является подвижной связью и регулируется Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 328. Остается невыясненным вопрос, почему один и тот же государственный орган использует в своих нормативных актах разную терминологию. Представляется правильным привести в соответствие нормативные акты в соответствие друг с другом в интересах потребителя и продавца.

При отсутствии законодательного раскрытия термина «оборудование беспроводной связи» и с учетом того, что все телефоны импортируются, предлагаем использовать такой документ, как Коды ТН ВЭД России (коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности России), а также Пояснения Федеральной таможенной службы к ТН ВЭД России.

Так, интересующие потребителей мобильные или сотовые, спутниковые телефоны отнесены к коду 8517 аппараты телефонные, включая аппараты телефонные для сотовых сетей связи или других беспроводных сетей связи.

Таким образом, указанные телефоны являются оборудованием беспроводной связи и подлежат возврату при обнаружении в них любых недостатков в 15-дневный срок.

При возникновении судебного спора истребуйте таможенную документацию о ввозе конкретного телефона, в которой будет указан необходимый для доказательства код ТН ВЭД России.

Еще одним заблуждением потребителей является неправильное прочтение в новом перечне технически сложных товаров фразы «оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями», которые считают, что назад принимают только мобильные или сотовые телефоны, только имеющие сенсорный экран и обладающие двумя или более функциями. Вместе с тем, это не так.

В действительности, возврату подлежит всё без исключения оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования. Последующие слова необходимо воспринимать как уточнение того, что и оборудование спутниковой связи подлежит возврату, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя или более функциями. Следует признать, что это скорее не ограничение, а расширение вероятного списка моделей спутниковых телефонов, которые могут быть более сложными устройствами, чем просто оборудованием навигации или беспроводной связи.

Подводя итог вышесказанному, необходимо признать, что Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924 устранило некоторой степени распространенную практику ремонта технически сложных некачественных товаров, неудобства для потребителя, связанные с общением с сервисными центрами, значительной потерей времени при выяснении отношений с продавцами и с ремонтными мастерскими. Однако, разночтения в терминологии порождают возможности для вольной интерпретации продавцами содержания перечня и отнесения того или иного товара к соответствующему пункту списка.

Продавцам, уверенным в качестве своего товара, необходимо также создавать условия, при которых будут пресечены злоупотребления со стороны покупателей.

Вместе с тем, специфика самого товара диктует продавцу необходимость соглашаться с позицией покупателя, заявляющего, даже иногда беспочвенно, о недостатках в товаре, поскольку экспертиза и судебные споры дороги, а телефоны морально устаревают быстро и еще быстрее теряют в цене.

В конечном итоге выигрывает тот продавец, который вежливо и бесконфликтно разрешает ситуации, тем самым привлекая за новой покупкой потребителя к себе вновь и вновь.

 

ФФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-Югре» Консультационный пункт для потребителей  г. Лангепас ул. Ленина 34   тел. 8(34669)2-02-04



 

Модуль веб-форм не установлен.