Возникновение ЗПП
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, странах западной Европы, России.
Относительно недавно в нашей стране стала складываться система законодательства о защите прав потребителей.
Родиной движения в защиту прав потребителей является Америка. С 60-х годов XX века – это движение распространилось из США во многих странах Европы. Данное движение играет огромную роль, как в бизнесе, так и в политике. Термин «консьюмеризм» означает движение в защиту прав потребителей.
В 60-80 годах XIX века государство (США) поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган – сенатскую Комиссию по торговле между штатами.
1935 году создается Союз потребителей, который насчитывает в своих рядах в наши дни свыше 5 миллионов человек. Именно деятели этого Союза первыми призвали к бойкоту товаров из фашисткой Германии в 30-е годы.
Р. Нейдер создал центр, занимающийся исследованием качества продукции различных фирм, достоверности рекламы, стандартов уровня жизни, безопасности конкретных производств для экологической обстановки вблизи них.
В 1968 году многие разрозненные общенациональные и местные общества объединились в Американскую федерацию потребителей, со штаб-квартирой в Вашингтоне. Ее основные цели – координация программ защиты потребителей от низкого качества товаров, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо.
Постепенно консьюмеристское движение стало все активнее влиять на политическую жизнь государства. 15 марта 1962 года президент США Дж. Кеннеди направил Конгрессу США «специальное послание о защите интересов потребителей», в котором провозглашались основные права потребителя: право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанными; право на информацию. ООН 15 марта объявила Всемирным днем потребителя.
«Потребители – это все мы. Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно.
Джон Ф. Кеннеди
(президент США 20.01.1961 г – 22.11.1963)
В США Комиссия по безопасности товаров имеет право потребовать от промышленников или продавцов исправления, замены, изъятия товара, если он не соответствует утвержденным правилам и стандартам.
После второй мировой войны 1939-1945 гг. консюмеризм набирает силу во многих западноеврепейских государствах.
Таким образом, в США было положено начало массовому движению потребителей, ныне объединяющему более 180 общественных и государственных организаций в 72 странах мира.
В 1983 году генеральный секретарь генеральной ассамблеи ООН представил для международных организаций стран-членов ООН на рассмотрение Экономического и социального совета разработку «руководящих принципов для защиты интересов потребителей». В 1985 году генеральная ассамблея ООН закрепила 8 руководящих принципов для защиты интересов потребителей, это:
- Право на удовлетворение основных потребностей;
- Право на безопасность;
- Право на получение информации;
- Право на выбор;
- Право быть услышанным;
- Право на возмещение;
- Право на получение образования для потребителей;
- Право на здоровую окружающую среду.
2. Движение в защиту прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции.
Великобритания. В 70-х годах XX века было образовано несколько организаций рассматривающих потребительские нужды и проблемы. В 1973 году были созданы Комиссия по ценам, Управлен6ие по справедливой торговле, Консультативный комитет по защите прав потребителей. Двумя годами позже был учрежден особый орган, защищающий защиту интересов потребителей на уровне центральной и местной власти – национальный потребительский совет. Эта организация играет большую роль в деле просвещения граждан по вопросам потребительской тематики, ежегодно проводит конгрессы потребительских организаций. В этот же период в Великобритании появляются потребительские добровольные организации. В Великобритании есть также потребительский журнал «Which?» («Который?»). В стране созданы консультативные бюро, которые оказывают реальную помощь (дают советы, выдают справки) по многим потребительским проблемам.
ФРГ. По потребительским проблемам в федеральных министерствах экономики, сельского хозяйства, здравоохранения функционируют специальные отделы, оказывающие помощь при разработке законов, регулирующих потребительскую сферу. Под председательством министра экономики действует межминистерский Комитет по проблемам потребителей. На уровне земель функционируют потребительские центры, имеющие консультативные бюро во многих городах. Они предоставляют потребителям разнообразную информацию, рассматривают их жалобы и оказывают юридические услуги. Бюджет потребительских центров складывается из субсидий правительства федерального и земельного значения.
Швеция. C 1971 года в государстве учреждена должность омбудсмена по защите прав потребителей. Он назначается на конкретный срок законодательной властью государства. Институт омбудсмена был впервые создан в 1810 году в Швеции. Омбудсмен - это служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады.
Институт омбудсмена дает возможность преодолевать противоречия между государством и личностью; безусловно, способствует формированию гражданского общества.
Согласно статистике, в Государственное управление по делам потребителей ежегодно поступает около 4-х тысяч дел. Однако лишь около 20 дел передаются на слушание в Коммерческий суд. Это свидетельствует о том, что практически все юридические конфликты решаются на основе переговоров, результаты которых удовлетворяют и бизнесменов, и потребителей. Омбудсмен, таким образом, выступает своего рода недорогим институтом, который быстро урегулирует споры между гражданами и продавцами (исполнителями, изготовителями).
В связи с этим международный опыт, накопленный странами – участниками ЕЭС и ООН, представляется весьма полезным для всех государств, в которых законодательство о защите прав и интересов потребителя появилось недавно.
В 1973 году в рамках Комиссии ЕС создается специальный орган – Консультативный комитет по защите прав потребителей. ЕЭС с принятием первой программы по защите прав потребителей в 1975 г. Официально стала проводиться политика по защите прав потребителей.
В первой программе ЕЭС по защите прав потребителей и информационной политике провозглашалось, что Сообщество имеет намерение улучшить качество жизни народов Сообщества. Потребитель – это не просто покупатель или пользователь товаров и услуг, а лицо социальное, требующее защиты со стороны государственных и иных органов. В программе провозглашались пять основных прав потребителя:
- Право на охрану жизни, здоровья и безопасность товаров и услуг;
- Право на защиту экономических интересов;
- Право на возмещение причиненного ущерба;
- Право на информацию и просвещение;
- Право на представительство (право быть услышанным).
3. Потребительское движение в России.
В 80-х годах XX века в бывшем СССР стали зарождаться общества, клубы, ассоциации по защите прав потребителей. В 1987-1988 годы эти общественные организации объединились в Федерацию обществ потребителей, затем РСФСР, президентом, который был Анатолий Собчак. Сейчас работает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее тер. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.
К началу 1992 года Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). В ее состав вошли общества потребителей бывших союзных республик СССР – России, Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и др. Представители потребительских организаций от этих республик образуют Координационный совет, который собирается один раз в полгода.
Одной из основных целей КонфОП является предоставление правдивой информации о товарах, работах, услугах, реализуемых на российском рынке; формирование потребительской культуры у всех слоев населения; непрерывное потребительское образование, охватывающее все уровни системы образования учащихся и др.
Осенью 1992 года совместно с организацией по тестированию товаров ФРГ «Штифтунг Варентест» КонфОП организовал выпуск специализированного потребительского журнала «Спрос», который в России является популярным потребительским изданием. Немецкая организация оказывало большую помощь молодому изданию, представляла для публикаций результаты собственных испытаний, обучала персонал и даже поддерживала материально.
С 1994 года КонфОП проводит сравнительные потребительские испытания, является членом международной организации «Internation Testihg» («Международные организации»). Члены этой организации постоянно обмениваются результатами многих испытаний, а некоторые испытания проводят совместно. В процессе совместных испытаний происходит сравнение товара, реализуемого в разных странах, в том числе производимые одной фирмой.
Закон РФ «О защите прав потребителей» вступил в силу 7 апреля 1992 года. В настоящее время действует Федеральный закон «О защите прав потребителей» в редакции от 09 января 1996 года. Согласно п.1 ст.1 этого закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются гражданским кодексом РФ, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами РФ. Таким образом, сам Закон неразрывно связан с другими нормативными актами РФ, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере торговли, транспортных, бытовых, медицинских и других видов услуг.
Консультационный центр для потребителей в ХМАО-Югре
г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, 72 каб. 125 тел. 8(3467) 36-30-88