Права авиапассажиров
Для тех кто предпочитает путешествовать самолетом мы подготовили справочную информацию об авиаперелетах, как защитить свои права в случае оказания услуг ненадлежащим образом (задержка рейса, потеря багажа, подача претензий, обращение в суд).
Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - правила воздушных перевозок пассажиров), устанавливают следующие права и обязанности авиапассажиров:
1. право на бронирование пассажирского места на определенную дату и рейс в авиакомпании;
2. право при оплате (оформлении) билета на получение следующей информации об условиях договора воздушной перевозки и перевозчике:
- нормы бесплатного провоза багажа;
- предметы и вещи, запрещенные к перевозке;
- особые условия перевозки багажа;
- условия применения тарифа;
- правила перевозчика;
- варианты проезда до аэропорта отправления;
- место и время начала и окончания регистрации на рейс;
- требования, связанные с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- правила и порядок проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа;
- условия обслуживания на борту воздушного судна;
- тип воздушного судна;
3. право на оформление авиабилета в электронном или бумажном виде на основании документа, удостоверяющего личность пассажира;
4. обязанность пассажира заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени, прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения досмотра и выполнения требований, связанных с разными видами контроля - таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным и т.д., а также к месту посадки на борт воздушного судна.
ЗАДЕРЖКА РЕЙСА, ОТМЕНА РЕЙСА
При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги (п.99 Правила воздушных перевозок №82 от 28.06.2007):
- предоставить право пользоваться комнатой матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
- предоставить возможность сделать два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более 2 часов;
- обеспечить прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более 2 часов;
- обеспечить горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное время;
- разместить в гостинице при ожидании вылета рейса более 8 часов в дневное время и более б часов в ночное время;
- обеспечить доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда она предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организовать хранение багажа.
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПРЕТЕНЗИЙ ЗА ЗАДЕРЖКУ РЕЙСА И ПОТЕРЮ БАГАЖА ПРИ ВНУТРЕННИХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
Для взыскания штрафа за нарушение сроков доставки авиапассажиров и грузов потребителю необходимо предъявить перевозчику (авиакомпании) претензию в письменном виде (ст. 126 - 127 Воздушного кодекса Российской Федерации) в течении шести месяцев. Ее можно предъявить как в аэропорту отправления, так и в аэропорту пункта назначения.
В случае потери (повреждения) багажа потребителю также необходимо составить письменную претензию в адрес перевозчика. Последний обязан обеспечить розыск багажа немедленно после предъявления пассажиром соответствующего заявления о его неполучении. Если зарегистрированный багаж не найден в течение 21 дня со дня предъявления заявления о его неполучении, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа.
Согласно положениям ст. 13 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме.
ОБРАЩЕНИЕ В СУД
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия. Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора (отсутствие со стороны потребителя письменного требования к исполнителю решить спор в добровольном порядке) служит основанием для возвращения судом искового заявления.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 млн рублей). Кроме того, потребитель при установлении вины ответчика за нарушение его прав вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст. 15 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей»).