Организация производственного контроля.
Ресторан, кафе, столовая, бар. Буфет.
Успешная работа организации общественного питания зависит от многих факторов. Как любая сложная система, она начинается с замысла создателя и предполагает постоянный контроль функционирования. С момента начала работы объекта общественного питания (независимо от формы собственности) и в процессе его деятельности перед руководством ресторана, кафе, столовой, бара стоит задача организовать производственный контроль за соблюдением санитарного законодательства на всех этапах технологического процесса - от заключения договоров на поставку продуктов для организации до выхода готовой продукции для потребителя.
Выполнение программы производственного контроля (ПК) на всех этапах деятельности занимает важное место в системе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Нужно отметить, что система производственного контроля полностью относится к внутренней сфере деятельности организации. Основное отличие производственного контроля от других форм контроля-то, что субъектом контроля выступает сам хозяйствующий объект, который и осуществляет роль за соблюдением санитарного законодательства в ходе осуществления деятельности по производству и реализации продукции общественного питания.
Среди нормативных правовых актов и иных документов, регулирующих осуществление ПК, можно выделить следующее.
- Документы, определяющие необходимость осуществления производственного контроля (ФЗ №52 и СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий».)
- Документы, устанавливающие порядок проведения производственного контроля.
- Документы, определяющие предмет контроля.
Основными задачами ПК на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания, продовольственной торговли являются обеспечение соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных действующим законодательством; предотвращение санитарных правонарушений на объекте; предупреждение (профилактика) инфекционных заболеваний, в том числе острых кишечных инфекций, и неинфекционных заболеваний, в частности, пищевых отравлений.
Основными целями осуществления производственного контроля являются обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на объекте, обеспечение качества и безопасности вырабатываемой продукции, реализуемых пищевых продуктов.
Структура программы производственного контроля.
Программа производственного контроля на предприятии общественного питания, как ив любой другой организации, состоит из пояснительной записки с описанием структуры и организации ПК, собственно программы (плана) производственного контроля и приложений. В общем случаи программа производственного контроля в организации общественного питания должна отражать следующие аспекты.
- Проведение лабораторно-инструментальных исследований и испытаний готовой продукции, сырья, полуфабрикатов по установленным для конкретной организации общественного питания показателям и с определенной для него периодичностью.
- Должен быть организован контроль за состоянием здоровья персонала. Данные требования могут отражаться в программе производственного контроля в виде графиков медицинских осмотров, сведений об аттестации должностных лиц и работников организаций, их профессиональной гигиенической подготовки. Контроль за этим разделом программы возлагается на руководителя организации, который должен своевременно направить сотрудников на медосмотры в специализированные медицинские учреждения.
- Контроль за условиями работы персонала. В организациях общественного питания на сотрудников могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы, такие как повышенная влажность воздуха, пониженная температура воздуха, повешенная температура от поверхностей оборудования, недостаточная освещенность рабочих мест и т.д.
- Входной контроль поступающего на производство сырья. Хранение сырья в складских помещениях организации также возлагается приказом на ответственное лицо организации и предполагает визуальный контроль поступающей продукции, проверки полного комплекта сопроводительной документации и температурного режима хранения продукции.
- Мероприятия, подтверждающие качество используемой питьевой воды. Они предусматривают отбор проб питьевой воды из разводящей сети 2 раза в год.
- Следует контролировать эффективность и исправность функционирования систем вентиляции, в том числе их своевременную санитарную обработку.
- Результаты контроля в виде журналов, протоколов лабораторных исследований и прочего хранятся в организации.
Объекты и периодичность исследований.
Обращаем внимание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на то, что в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 13.04.2009 №01/4801-9-32 существует план минимальных лабораторно-инструментальных исследований в организациях общественного питания, в котором указаны объекты исследования и их рекомендуемая периодичность. Приводим их вкратце: вода питьевая из разводящей сети исследуется 1 раз в 6 месяцев, готовая продукция- 1 раз в 6 месяцев, упаковочные и вспомогательные материалы- 1 раз в год, смывы с объектов производственного окружения, столовой посуды, рук и спец-одежды персонала берут в зависимости от мощности организации, но не реже 1 раза в 3 месяца, рабочий дезинфицирующий раствор заданной концентрации на содержание активного хлора проверяют 1 раз в 3 месяца, параметры микроклимата 2 раза в год (в теплый и холодный период года), уровни освещенности и шума -1 раз в год.